CINEMASCOPE

Демонический экран (немое кино + живая музыка)

28 октября, 19.00
ПОСЛЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК | «Князь Мышкин»
 
29 октября, 19.00
ШПИОНЫ | «Рациональная диета»
 
30 октября, 19.00
КУКЛА | Константин Волкович
 
31 октября, 19.00
НОСФЕРАТУ, СИМФОНИЯ УЖАСА | Влад Бубен

28-31 октября 2010 года проект Cinemascope при поддержке Посольства Германии в  Республике Беларусь представляет программу «Демонический экран», посвященную шедеврам классического немого кино. «Кукла» (1919) Эрнста Любича, «Носферату, симфония ужаса» (1921) и «Последний человек» (1924) Фридриха Вильгельма Мурнау, а также «Шпионы» (1928) Фрица Ланга будут показаны на большом экране кинотеатра «Победа» в сопровождении живой музыки. Программа приурочена к выходу первого русского издания книги Лотте Айснер «Демонический экран», без которой невозможно представить историю немого кино времен Веймарской республики. Презентация книги, вышедшей в московском издательстве  Rosebud Publishing, состоится в рамках программы.

«Склонность к ярчайшим контрастам, которая проявилась в отрывистых фразах и произвольных грамматических перестановках экспрессионистской литературы, а также присущая немцам любовь к полумраку и таинственным, призрачным образам должны были найти выражение в новом искусстве кино. Эту наполовину вымышленную, наполовину осязаемую «истинную» реальность населяют тревожные и жуткие видения. Под знаком наступившей эпохи полного хаоса две крайности — маниакальное стремление психоанализа разложить переживания человека на отдельные составляющие и экзальтированное, отвергающее любую психологию мировоззрение экспрессионизма — встретились с так до конца и не изжитым мистицизмом духовного мира романтиков». (Лотте Айснер, «Демонический экран»)

Знаменитая работа, принадлежащая перу самого влиятельного немецкого кинокритика, рассказывает о творческих поисках в немецком кино 20-х годов. Анализируя самый бурный период немецкого киноискусства, автор сочетает глубокое знание материала с философским взглядом на кино как зеркало духовной жизни общества. Исследование Айснер по праву называют «одной из очень немногих классических книг о кино и, быть может, лучшей из тех, что уже написаны». (The Times Literary Supplement)

ПОСЛЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК | Der letzte Mann

Режиссер: Фридрих Вильгельм Мурнау
В ролях: Эмиль Яннингс, Мали Дельшафт, Макс Хиллер, Эмили Курц
Германия, 1924, 91 мин.

«Последний человек» — пожалуй, наиболее яркий пример такого направления в немецком кино 1920-х годов, как «каммершпиле» (или «мещанская драма»), в центре которого находится предельно простая история о «маленьком человеке» в большом городе.

Сценарий Карла Майера рассказывает о пожилом швейцаре (блестяще сыгранном Эмилем Яннингсом), смысл всей жизни которого — работа швейцаром и обладание фирменной ливреей — однажды рушится из-за незначительного проступка, приведшего героя на должность уборщика. Не в силах перенести унижение, и, главное, потерю любимой ливреи, он идет на преступление…

Музыкальное сопровождение – группа «Князь Мышкин».

«Последний человек»  утвердил репутацию Фридриха Вильгельма Мурнау как одного из самых выдающихся режиссеров немого кино.  Окончательно отказавшись от промежуточных титров и не потеряв при этом в ясности сюжета или значимости действия, Мурнау достиг вершины визуального мастерства. Подлинной вехой в развитии киноязыка стало и использование «субъективной камеры», во многом предвосхитившее  «новые волны»  1960-х. Именно после этого фильма, влияние которого очевидно в последовавших за ним «Фаусте», «Восходе солнца» и «Табу», режиссер был приглашен в Голливуд компанией Fox.

ШПИОНЫ | Spione

Режиссер: Фриц Ланг
В ролях: Рудольф Кляйн-Рогге, Герда Маурус, Лин Дайерс, Луис Ральф, Крэйгел Шерри, Вилли Фрич
Германия, 1928, 145 мин.

Предпоследний немой фильма Фрица Ланга «Шпионы», сочетающий  известную страсть режиссера к тщательной детализации с крепким сюжетом и виртуозным монтажом, являет собой идеальный образец шпионского триллера.

В погоне за государственной тайной международная шпионская сеть, возглавляемая Хайги (Рудольф Кляйн-Рогге), не гнушается ничем: в ход идут интриги, угрозы,  убийства. Чтобы утвердить свою власть над другими, Хайги вынужден прибегнуть к помощи современных технологий и одновременно играть роли тайного агента, директора банка и клоуна мюзик-холла.

Музыкальное сопровождение – группа «Рациональная диета».

Краеугольный камень жанра, «Шпионы» и спустя более 80 лет с момента выхода на экраны поражают новизной и оригинальностью.
Спродюсированный собственной компанией Ланга и снятый по сценарию, написанному режиссером в соавторстве с его женой Теа фон Гарбоу (так же, как «М» и «Метрополис»), этот фильм является «дедушкой десятков интриганских эпиков. Строгая простота делает его самым злободневным из них». (Эллиот Стейн, Village Voice)

КУКЛА | Die Puppe

Режиссер: Эрнст Любич
В ролях: Осси Освальда, Херман Тимиг, Макс Кронерт, Виктор Янсон, Жозефин Дора
Германия, 1919, 64 мин.

«Четыре забавных акта из кукольной коробки»  – таким титром открывается эксцентрическая комедия Эрнста Любича «Кукла». В основу сценария картины, написанного Любичем в соавторстве с Хансом Крэли, легло либретто А.М. Вильнера по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана «Песочный человек».

Барон Шантерель, опасаясь, что его благородный род прервется, желает женить племянника Ланселота и объявляет конкурс невест среди местных красавиц. Однако, бедняга Ланселот не очень рад этому событию. Он побаивается женщин и ищет укрытия в монастыре, где монахи решают разнообразить его жизнь с помощью заводной куклы…

Музыкальное сопровождение – Константин Волкович.

Впервые в истории кино именно Любич подошел к изображению гомункула, наводящего ужас на добрую половину человечества, с юмором.  Уже в этой ранней режиссерской работе, своего рода комедийном аналоге «Кабинета доктора Калигари»,  чувствуется непревзойденное кинематографическое обаяние – то, что Голливуд позже назовет Lubitsch Touch.

НОСФЕРАТУ, СИМФОНИЯ УЖАСА | Nosferatu, eine Symphonie des Grauens

Режиссер: Фридрих Вильгельм Мурнау
В ролях: Макс Шрек, Густав фон Вангенхайм, Грета Шрёдер, Александр Гранах
Германия, 1922, 93 мин.

Первая, вольная экранизация романа Брэма Стокера «Дракула», фильм  «Носферату, симфония ужаса» по праву считается шедевром немецкого экспрессионизма.  В немой картине с помощью трюков с тенями и освещением Фридрих Вильгельм Мурнау воссоздал пленительную и пугающую атмосферу ночного кошмара и заложил основы стиля, которому было суждено бесповоротно изменить ход истории кино.

По долгу службы агент по недвижимости Томас Хуттер (Густав фон Вангенхайм) покидает родной Бремен и отправляется в Трансильванию, чтобы уладить формальности с графом Орлоком (Макс Шрек), изъявившим желание приобрести дом в городе. В дороге Хуттеру открывается страшная тайна графа и тех мест, в которые он держит путь…

Музыкальное сопровождение – Влад Бубен.

Вдохновивший на создание очевидных (и не очень очевидных) ремейков множество режиссеров – от Вернера Херцога («Носферату, призрак ночи») до Абеля Феррары («Король Нью-Йорка» и «Зависимость») и Элиаса Мериджа («Тень вампира»),  – фильм Мурнау  по сей день остается незыблемым ориентиром жанра «хоррор».

Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.

Кинотеатр «Победа», г. Минск, ул. Интернациональная, 20; телефон для справок 203 77 66.