1-31 октября проект Cinemascope представляет в кинотеатре «Ракета» ретроспективу фильмов Орсона Уэллса – одного из величайших американских кинематографистов прошлого столетия. Известный киновед Андре Базен назвал его «титаном Возрождения в Америке ХХ века». Уэллс проснулся знаменитым в 23 года после своей радиопостановки «Войны миров» по Герберту Уэллсу, заставившей американцев поверить в реальность вторжения марсиан на Землю. К 26 годам он завоевал театральные подмостки, снял «лучший фильм всех времен и народов» и попал на обложку журнала Time. Благодаря совершенным кадрам, «глубокому фокусу», умопомрачительным движениям камеры, остроумному монтажу и бесподобной работе с актерами режиссер заслужил репутацию гения и «величайшего поэта кинематографа» (Франсуа Трюффо).
В ретроспективе представлены работы Уэллса начиная с 1941 года, включая дебютный фильм режиссера «Гражданин Кейн». В основу сюжета картины легла реальная история любовной связи газетного магната Уильяма Рэндольфа Хёрста и актрисы Мэрион Дэвис. Медиамагнат, с именем которого связывают появление термина «желтая пресса», не смог выдержать посягательств на историю собственной жизни: он начал настоящую войну против фильма. Фильм пережил бойкот прессы и прокат исключительно в небольших независимых кинотеатрах.
Сегодня «Гражданин Кейн» стал учебником операторского и повествовательного мастерства; это фильм, которому современный кинематограф обязан искусством нелинейного повествования и использованием новых средств художественной выразительности. В течение многих лет «Гражданин Кейн» занимал первое место в рейтинге «лучших фильмов всех времен» авторитетного британского издания Sight&Sound, лишь в этом году уступив его «Головокружению» Альфреда Хичкока.
Среди поздних работ Уэллса, представленных в программе, – экранизация «Процесса» Кафки, классический нуар «Печать зла» и киноэссе «Ф как фальшивка», посвященное проблеме фальсификаций в искусстве.
Показы 5 и 12 октября предваряют лекции культуролога Максима Жбанкова.
Read More