Ретроспектива фильмов Орсона Уэллса
1-31 октября проект Cinemascope представляет в кинотеатре «Ракета» ретроспективу фильмов Орсона Уэллса – одного из величайших американских кинематографистов прошлого столетия. Известный киновед Андре Базен назвал его «титаном Возрождения в Америке ХХ века». Уэллс проснулся знаменитым в 23 года после своей радиопостановки «Войны миров» по Герберту Уэллсу, заставившей американцев поверить в реальность вторжения марсиан на Землю. К 26 годам он завоевал театральные подмостки, снял «лучший фильм всех времен и народов» и попал на обложку журнала Time. Благодаря совершенным кадрам, «глубокому фокусу», умопомрачительным движениям камеры, остроумному монтажу и бесподобной работе с актерами режиссер заслужил репутацию гения и «величайшего поэта кинематографа» (Франсуа Трюффо).
В ретроспективе представлены работы Уэллса начиная с 1941 года, включая дебютный фильм режиссера «Гражданин Кейн». В основу сюжета картины легла реальная история любовной связи газетного магната Уильяма Рэндольфа Хёрста и актрисы Мэрион Дэвис. Медиамагнат, с именем которого связывают появление термина «желтая пресса», не смог выдержать посягательств на историю собственной жизни: он начал настоящую войну против фильма. Фильм пережил бойкот прессы и прокат исключительно в небольших независимых кинотеатрах.
Сегодня «Гражданин Кейн» стал учебником операторского и повествовательного мастерства; это фильм, которому современный кинематограф обязан искусством нелинейного повествования и использованием новых средств художественной выразительности. В течение многих лет «Гражданин Кейн» занимал первое место в рейтинге «лучших фильмов всех времен» авторитетного британского издания Sight&Sound, лишь в этом году уступив его «Головокружению» Альфреда Хичкока.
Среди поздних работ Уэллса, представленных в программе, – экранизация «Процесса» Кафки, классический нуар «Печать зла» и киноэссе «Ф как фальшивка», посвященное проблеме фальсификаций в искусстве.
Показы 5 и 12 октября предваряют лекции культуролога Максима Жбанкова.
5 октября /пт/, 19.00
7 октября /сб/, 21.10
10 октября /ср/, 19.00
12 октября /пт/, 19.00
14 октября /сб/, 21.00
17 октября /ср/, 19.00
19 октября /пт/, 19.00
21 октября /сб/, 21.00
24 октября /ср/, 19.00
26 октября /пт/, 19.00
28 октября /сб/, 21.20
31октября /ср/, 19.00
ГРАЖДАНИН КЕЙН | Citizen Kane
США, 1941, 119 мин.
Режиссер: Орсон Уэллс
В ролях: Джозеф Коттен, Орсон Уэллс, Дороти Комайнгор, Агнес Мурхед, Рут Уоррик, Рей Коллинз, Эрскин Сэнфорд, Эверетт Слоун
Газетный магнат Чарльз Фостер Кейн, один из самых богатых людей на свете, лежит при смерти в своем огромном поместье. Умирая, он произносит последние слова: «Розовый бутон». Что это означает? Неужели это ключ, с помощью которого удастся, наконец, проникнуть в тайну этой бурной жизни, в которой встречается все: скандалы и обманы, молниеносное восхождение на вершину, безудержная жажда власти и прогремевшие на весь мир неудачи?
Премия «Оскар» в категориях «Лучший оригинальный сценарий», номинация на премию «Оскар» в категориях «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучший режиссер», «Лучшая работа оператора (ч/б фильмы)», «Лучшая работа художника (ч/б фильмы)», «Лучший звук», «Лучший монтаж» и «Лучший саундтрек к драматическому фильму».
ПЕЧАТЬ ЗЛА | Touch of Evil
США, 1958, 106 мин.
Режиссер: Орсон Уэллс
В главных ролях: Чарлтон Хестон, Джанет Ли, Орсон Уэллс, Джозеф Каллейа, Аким Тамирофф
Печатью зла отмечен маленький городок на американо-мексиканской границе. Ее оттиск ложится и на главных героев этого мрачного триллера. В частности, на мексиканского агента отдела по борьбе с наркотиками Мигеля Варгаса, превращающегося из законопослушного мужа и полицейского в мстительного безумца, на его невинную жену Сьюзан, погруженную преступниками в пучину наркотического транса, и на американского полицейского Хэнка Куинлана, продавшего душу дьяволу наживы.
ПРОЦЕСС | Le procès
Франция – Германия – Италия 1962, 107 мин.
Режиссер: Орсон Уэллс
В ролях: Энтони Перкинс, Жанна Моро, Роми Шнайдер, Эльза Мартинелли, Сюзанна Флон, Мадлен Робинсон, Орсон Уэллс, Аким Тамирофф
Экранизация самого известного романа Франца Кафки об абсолютно бредовой ситуации, в которую попадает рядовой клерк Йозеф К., обвиняемый в некоем преступлении, которое он не совершал, поскольку не совершал вообще ничего противозаконного. Собственно, состав преступления ему не называют и сами обвинители, поскольку так же не знают, в чем он виноват.
Ф КАК ФАЛЬШИВКА | Vérités et mensonges
Франция – Германия – Иран, 1973, 89 мин.
Режиссер: Орсон Уэллс
В ролях: Орсон Уэллс, Оя Кодар, Джозеф Коттен, Франсуа Райхенбах, Ричард Уилсон, Пол Стюарт, Саша Девчич, Гэри Грейвер
Перед началом фильма есть титр: «Фильм основан на общедоступных фактах». Режиссер Орсон Уэллс играет в фильме самого себя. Он исследует искусство фальсификации. В центре внимания два персонажа – художник Эльмир де Хори и журналист Клиффорд Ирвинг – «мировые лидеры в области фальшивок». Уэллс доказывает, что фальсификатор может оказаться не менее, а даже более талантливым, чем автор оригинала.
Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.
Кинотеатр «Ракета», г. Минск, пер. Рабочий, 3; телефон для справок 298 25 00.