CINEMASCOPE

КИНЕМО 2021 [Фестиваль немого кино и современной музыки]

С 17 июня по 15 июля 2021 года в Минске пройдет IX международный open-air фестиваль немого кино и современной музыки КИНЕМО, организованный проектом Cinemascope и Ассоциацией молодых белорусских композиторов. На протяжении пяти вечеров в Скульптурном дворике Мемориального музея-мастерской З.И. Азгура будут демонстрироваться немые фильмы классиков мирового кинематографа, озвученные современными белорусскими и зарубежными музыкантами и композиторами.

17 июня
СЕМЬ ШАНСОВ | Seven Chances

1925, США, 56 мин.
Режиссер: Бастер Китон
В ролях: Бастер Китон, Шнитц Эдвардс, Т.Рой Барнс, Рут Дуайер

Нерешительный Джимми Шэннон, младший партнер брокерской фирмы, которая находится на грани финансового краха, узнает, что по дедушкиному завещанию ему причитается фантастическая сумма в 7 миллионов долларов. Но получить наследство он сможет, только женившись до 7 часов вечера дня своего 27-летия. Проблема в том, что завещание попадает к нему как раз в этот самый день.

Превосходный комик Бастер Китон наполнил свой фильм курьезами и забавными трюками, которые отличаются динамичностью и напряженностью. Кажется, что мир не имеет определенной формы и всё время меняется на наших глазах. Так, в одном из эпизодов Бастера преследует огромная толпа женщин, жаждущих мести, а после того как он спотыкается о камни, весь мир позади него внезапно превращается в огромную лавину. Добавленная только после первого тестового просмотра, сцена камнепада стала одной из самых запоминающихся в творчестве Китона.

Классический тапер: Каллиника Медведева /фортепиано/

Билеты онлайн

*****************************************************************

24 июня
АСФАЛЬТ | Asphalt

1929, Германия, 93 мин.
Режиссер: Джо Мэй
В ролях: Густав Фрёлих, Бетти Аманн, Альберт Штайнрюк, Эльзе Хеллер

Эльзе Крамер — не первая девушка, которую жестокий Берлин конца 1920-х толкает на путь преступления. Однако ее молодость и шарм позволяют ей с легкостью обманывать мужчин, добиваясь от них всего, что она пожелает. Схваченная при попытке украсть драгоценности из магазина, она старается очаровать молодого полицейского по имени Альберт Хольк и просит отпустить ее на первый раз. В сердце Альберта вспыхивает роковая страсть…

«Асфальт» во всех отношениях знаковая картина: снятая на знаменитой студии UFA, она стала последней немой картиной Германии и вобрала в себя все достижения национального кинематографа того времени. Отмечая некоторую мелодраматичность сюжета, критики высоко ценили режиссерское мастерство Джо Мэя. Главные роли в картине исполнили популярные актеры Бетти Аманн и Густав Фрёлих.

Музыка: Фердинанд Брайль /Германия/
Исполнители: Анастасия Карпенко /скрипка/, Андрей Михалевич /тромбон/, Валерия Щупак /фортепиано/

Билеты онлайн

*****************************************************************

01 июля
ПАРИЖ УСНУЛ | Paris qui dort

1923, Франция, 67 мин.
Режиссер: Рене Клер
В ролях: Анри Роллан, Мадлен Родриг, Альбер Прежан, Марсель Валле, Шарль Мартинелли, Мила Селлер, Луи Пре-мл.

Смотритель Эйфелевой башни с удивлением обнаруживает, что раскинувшийся у его ног огромный город подвергся какому-то неведомому воздействию: люди словно остолбенели. Остальные сбросили с себя моральные оковы, прекратили работать и ударились в пьяный разгул.

«Париж уснул» — первая режиссерская работа одного из самых ярких представителей французского киноавангарда 20-х, сценариста, актера и режиссера Рене Клера. Фильм был создан группой энтузиастов практически без денег. Он интересен введением «стоп-камеры» для характеристики действия «машины сонных лучей», оригинальным использованием приема размножения кадра для изображения уснувшего города. В картине прослеживается влияние американской школы Сеннета и французских дадаистов.

Музыка: Виталий Эппов
Исполнители: Виталий Эппов /сопрано-саксофон/, Артем Атрашевский /терменвокс/, Ольга Подгайская /фортепиано/

Билеты онлайн

*****************************************************************

08 июля
КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ | Das Cabinet des Dr. Caligari

1920, Германия, 77 мин.
Режиссер: Роберт Вине
В ролях: Вернер Краусс, Конрад Файдт, Фридрих Феэр, Лиль Даговер

Калигари, странного вида бродячий фокусник, представляет публике сомнамбулу Чезаре, пребывающего в состоянии сна вот уже 23 года и просыпающегося исключительно по приказу Калигари, чтобы ответить на вопросы о будущем. В одно из таких пробуждений Калигари гипнотизирует Чезаре, спящего в похожем на гроб ящике, чтобы тот похитил возлюбленную молодого героя и совершил убийство.

Самый знаменитый немецкий немой фильм, считающийся шедевром экспрессионизма. Экспрессионистский стиль проявляется здесь в декорациях, игре Файдта (Чезаре) и Краусса (Калигари). Рисованные декорации с неправильной перспективой, нарочито искаженными тенями находились в явном противоречии с «нормальными» представлениями о пространстве. Влияние фильма на немецкое искусство было исключительным. Он продемонстрировал возможности киноязыка и киновыразительности. Камера и монтаж создают в картине уникальную атмосферу, отражающую беспокойство и ужасы эпохи «смутного времени» после окончания Первой мировой войны.

Музыка: Ольга Подгайская
Исполнители: Five-Storey Ensemble – Анастасия Карпенко /скрипка/, Дарья Курниевская /скрипка/, Виталий Эппов /сопрано-саксофон/, Ольга Подгайская /орган/

Билеты онлайн

*****************************************************************

15 июля
ПРОГРАММА КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМОВ с музыкой молодых композиторов из Беларуси и Польши — победителей профессионального конкурса, организованного в рамках фестиваля КИНЕМО.

АНТРАКТ | Entr’acte

1924, Франция, 18 мин. Режиссер: Рене Клер
В ролях: Жан Берлен, Ман Рэй, Марсель Дюшан, Инге Фрисс, Эрик Сати, Жорж Орик, Франсис Пикабиа

Всего лишь второй фильм Рене Клера, но он стал знаковым для всего французского кино 20-х гг. Экспериментальная абсурдистская работа, выполненная в манере «дада» и ставшая манифестом французского авангарда. Фильм был снят режиссером в качестве кинематографической интермедии для «мгновенного» балета «Представление отменяется» шведской труппы Рольфа де Мааре в сотрудничестве с видными представителями сюрреализма, дадаизма и просто парижского авангарда — среди них Эрик Сати, Франсис Пикабиа, Марсель Дюшан, Ман Рэй и Жан Берлен.
Музыка: Владимир Ильюшонок
Исполнители: Five-Storey Ensemble

ОСТАВЬТЕ МЕНЯ В ПОКОЕ | Emak-Bakia

1926, Франция, 16 мин. Режиссер: Ман Рэй
В ролях: Кики с Монпарнаса, Жак Риго

Сам Рэй утверждал, что этот фильм «оптический», то есть сделан исключительно ради потехи взора, и никакого сюжета в нем нет. Важнее для него были абстрактные формы, снятые в кривых зеркалах, и сверкающие кристаллы, а единственный титр за весь фильм гласит «Причина такого сумасбродства». Оригинальное название «Emak-Bakia» режиссер позаимствовал у виллы в стране басков, где снимал часть фильма. В финале появляется Кики с Монпарнаса, натурщица и модель сюрреалистов и подруга Рэя, написавшая скандальные мемуары о Париже 20-х гг.
Музыка: Магдалена Горва /Польша/
Исполнители: Five-Storey Ensemble

МОРСКАЯ ЗВЕЗДА | L’étoile de mer

1928, Франция, 15 мин. Режиссер: Ман Рэй
В ролях: Кики с Монпарнаса, Андре де ла Ривьер, Робер Деснос

Мужчина и женщина поднимаются в спальню. Она раздевается и ложится на кровать; он колеблется и уходит. Затем он встречает ее на улице, но она уже с другим. Экранизация стихотворения поэта Робера Десноса, друга Рэя. С обнаженной натурой режиссеру пришлось пойти на хитрости, чтобы избежать проблем с цензурой — он сделал так, что кадры стали похожи на карандашный набросок. В роли дамы вновь снялась Кики с Монпарнаса.
Музыка: Моника Виктория Козакевич /Польша/
Исполнители: Five-Storey Ensemble

АНДАЛУЗСКИЙ ПЁС | Un chien andalou

1929, Франция, 16 мин. Режиссер: Луис Бунюэль
В ролях: Симон Марей, Пьер Бачефф, Луис Бунюэль, Сальвадор Дали

Глаз, располосованный бритвой; человек, тычущий тростью в отрубленную руку, лежащую среди улицы; мужчина, волокущий за собой два рояля, в которых — мертвые, полуразложившиеся ослы и вполне живые священники; человеческая ладонь с дырой, из которой появляются муравьи… Сюрреалистической символикой этой ленты, образный строй которой, по словам режиссера, «не поддается никакому рациональному, психологическому или культурному объяснению», Бунюэль и его соавтор по сценарию, художник Сальвадор Дали пытались шокировать зрителя, пошатнуть его веру в обыденную реальность, в «нормальный» порядок вещей.
Музыка: Игорь Комар
Исполнители: Five-Storey Ensemble

Билеты онлайн

*****************************************************************

Сбор гостей в 21:30. Начало показов в 22:00.

Место проведения: Скульптурный дворик Мемориального музея-мастерской З.И. Азгура (г. Минск, ул. З.Азгура, 8 ).

Справки по телефону: +375 (17) 380-06-32

Стоимость билета: 15 BYN (на один вечер).
Билеты можно купить на сайте bezkassira.by или на сайте музея azgur.by, а также в кассе музея.

В программе возможны изменения.

Все показы будут проходить под открытым небом. Рекомендуется брать с собой теплую одежду, коврики, пледы, зонты.

*****************************************************************

КИНЕМО в социальных сетях: Вконтакте, Facebook, Instagram

КИНЕМО — единственный в Беларуси ежегодный фестиваль немого кино и современной музыки, основной задачей которого является популяризация и переосмысление классики немого кино средствами современной музыки. Белорусские и зарубежные композиторы на протяжении нескольких месяцев создают оригинальное музыкальное сопровождение к фильмам программы и представляют его вживую в рамках фестивальных перформансов, объединяющих в себе кинопоказ и музыкальный концерт. Помимо сезонных сеансов под открытым небом, фестиваль в течение года организует специальные показы немого кино с живой музыкой на различных площадках. Фестиваль основан проектом Cinemascope и Ассоциацией молодых белорусских композиторов.