CINEMASCOPE

Эрик Ромер. Игры соблазна

17 ноября «Победа»
22-28 ноября «Центр-Видео»
МОЯ НОЧЬ У МОД
 
24 ноября «Победа»
29 ноября – 5 декабря «Центр-Видео»
ШАРЛОТТА И ЕЕ СТЕЙК
БУЛОЧНИЦА ИЗ МОНСО
КАРЬЕРА СЮЗАННЫ
НАДЯ В ПАРИЖЕ
 
1 декабря «Победа»
6 – 12 декабря «Центр-Видео»
КОЛЕНО КЛЕР
 
8 декабря «Победа»
13 – 19 декабря «Центр-Видео»
УДАЧНОЕ ЗАМУЖЕСТВО
 
15 декабря «Победа»
20 – 26 декабря «Центр-Видео»
ПОЛИНА НА ПЛЯЖЕ
 
22 декабря «Победа»
27 декабря – 31 декабря «Центр-Видео»
ДРУГ МОЕЙ ПОДРУГИ

С 17 ноября по 31 декабря 2010 года проект Cinemascope при поддержке Посольства Франции в Республике Беларусь представляет ретроспективу одного из основоположников французской «новой волны» Эрика Ромера (1920–2010).

Преподаватель литературы и начинающий писатель, Эрик Ромер открыл в себе страсть к кинематографу на показах в парижской Синематеке. В конце 1940-х он впервые выступил как кинокритик в изданиях Les Temps Modernes и La Revue du cinema. В 1957-1963 годах был главным редактором Cahiers du cinéma — флагманского издания «новой волны», где его коллегами были Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Жак Риветт и Клод Шаброль.

Дебютировав в 1959 году фильмом «Знак льва» (Le signe du lion, 1959), все свое последующее творчество он предпочитал делить на циклы: «Шесть нравоучительных повестей», «Комедии и поговорки», «Времена года».  Продолжая в кинематографе традицию изящной словесности XVIII века, Ромер выработал собственный вариант концепции «тотального» кино, в котором слово не просто несет служебную функцию, но приравнивается по важности к изображению.

«То, что я «говорю», я не говорю словами. И тем более, я не говорю с помощью изображений: не в обиду приверженцам «чистого» кино будет сказано, но оно «говорит» изображениями, как глухонемой руками. На самом деле, я не говорю — я показываю. Показываю людей, которые что-то делают и что-то говорят. Это всё, что я умею делать: это и есть моя настоящая цель. Остальное, соглашусь, это литература». (Эрик Ромер, «Письмо критику», март 1971 года, La Nouvelle revue française)

В 2007 году, сняв фильм «Любовь Астреи и Селадона» (Les amours d’Astrée et de Céladon), Ромер объявил о завершении режиссерской карьеры. Он умер в возрасте 89 лет, оставив огромное наследие из кинофильмов, телепередач, книг, записей лекций, окончательно приобщившись к тому общемировому хранилищу культуры, с которым он был неразрывно связан всю свою жизнь.

МОЯ НОЧЬ У МОД | Ma nuit chez Maud

Режиссер: Эрик Ромер
В ролях: Жан-Луи Трентиньян, Франсуаза Фабиан, Мари-Кристин Баро, Антуан Витез
1969, 110 мин., из цикла «Шесть нравоучительных повестей»

После нескольких лет, проведенных за границей, инженер Жан-Луи поселяется в Клермон-Ферране в поисках покоя и душевного равновесия. Посещая церковь каждое воскресенье, он замечает юную блондинку, проникается к ней симпатией и решает, что та станет его женой. Затем, в ресторане, Жан-Луи случайно встречает Видаля, своего бывшего однокурсника, ныне профессора философии. Рождественским вечером тот приглашает его к Мод. Красивая и независимая брюнетка Мод не скрывает своего очарования Жаном-Луи…

Номинация на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля (1969), номинация на премию «Оскар» в категориях «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший адаптированный сценарий» (1971); премия Французского синдиката кинокритиков за лучший фильм (1970); премия Национальной ассоциации кинокритиков США за лучший сценарий и лучшую операторскую работу (1970).

ШАРЛОТТА И ЕЕ СТЕЙК | Charlotte et son steak

Режиссер: Эрик Ромер
В ролях: Жан-Люк Годар, Андрее Бертран (голос Анны Карины), Анн Кудре (голос Стефан Одран)
1951, 12 мин.

Провожая на вокзал Клару, Вальтер встречает Шарлотту. Он напрашивается к ней в гости, втайне лелея надежду поцеловать девушку, но она готовит кофе и стейк и не нуждается в его внимании. Вальтер не отступает и в итоге добивается своего: Шарлотта целует его, но эмоциональной близости между ними не возникает.

БУЛОЧНИЦА ИЗ МОНСО | La boulangère de Monceau

Режиссер: Эрик Ромер
В ролях: Барбет Шредер, Фред Джанк, Мишель Жирардон, Бертран Тавернье
1962,  26 мин., из цикла «Шесть нравоучительных повестей»

Студент юрфака каждый день обедает на небольшой улочке Парижа с другом. И каждый день встречает Сильви, по-видимому, живущую неподалеку. Молодой человек знакомится с девушкой, после чего она неожиданно исчезает. Лишенный прочих забот, он проводит дни в ее поисках. Тем временем к нему начинает проявлять интерес молодая и симпатичная продавщица в булочной. Чтобы разбавить скуку, он решает соблазнить ее, но в этот момент вновь появляется Сильви…

КАРЬЕРА СЮЗАННЫ | La carrière de Suzanne

Режиссер: Эрик Ромер
В ролях: Филипп Без, Жан-Клод Бьетт, Патрик Бошо, Диана Уилкинсон
1963, 52 мин.

В Люсоне, в местном кафе, Бертран, молодой студент, встречает своего друга, харизматичного Гийома. За соседним столиком готовится к экзаменам Сюзанна. Гийом заводит разговор, а затем приглашает ее на вечеринку, которую он организует через несколько дней. Развлечения ради он с легкостью соблазняет девушку. Соучастник этой авантюры, Бертран восхищается донжуанскими манерами своего товарища, тогда как слишком вольное поведение Сюзанны его раздражает и он скромно пытается сблизиться с миловидной Софи.

НАДЯ В ПАРИЖЕ | Nadja à Paris

Режиссер: Эрик Ромер
В ролях: Надя Тесич
1964, 13 мин.

Надя, американка с югославскими корнями, живет в университетском городке в Париже. Она пишет диссертацию о Прусте. Еще Надя любит гулять по Парижу, заводить новые знакомства, общаться с людьми.

КОЛЕНО КЛЕР | Le genou de Claire

Режиссер: Эрик Ромер
В ролях: Жан-Клод Бриали, Аврора Корну, Беатрис Роман, Лоранс де Монаган, Фабрис Лукини
1970, 105 мин., из цикла «Шесть нравоучительных повестей»

За несколько дней до женитьбы Жером отправляется отдохнуть в семейное предместье на берегу Аннеси и случайно встречает Аврору, свою давнюю приятельницу, которая гостит у их общей знакомой. Жером наносит ей визит, и, похоже, горничная Лора, своенравная особа пятнадцати лет, не может устоять перед его обаянием. Жерома забавляет чувство, которое проявляет к нему Лора, и он позволяет себе увлечься ей.  Однако появление Клер, сводной сестры Лоры, рождает в нем нарастающее беспокойство. Лора бросает его ради юного нахала, но он тем временем уже одержим Клер…

«Золотая раковина» на кинофестивале в Сан-Себастьяне (1971): приз Луи Деллюка (1970); номинация на премию «Золотой глобус» в категории «Лучший иностранный фильм» (1972); премия французского синдиката кинокритиков за лучший фильм (1972).

УДАЧНОЕ ЗАМУЖЕСТВО | Le beau mariage

Режиссер: Эрик Ромер
В ролях: Беатрис Роман, Андре Дюссолье, Ариэль Домбаль, Паскаль Грегори
1982, 97 мин., из цикла «Комедии и поговорки»

Сабина, студентка факультета истории искусств, больше не желает быть любовницей Симона, художника и образцового отца семейства. Более того, роль любовницы для нее слишком мелка, и Сабина решает выйти замуж. Неважно, кто станет ее мужем: прежде всего, брак должен быть выгодным. С этим настроем она знакомится с Эдмоном, мужчиной видным, молодым и холостым. Довольно скоро Сабин заявляет, что выходит замуж…

Номинация на премию «Сезар» в категории «Лучший сценарий» (1983).

ПОЛИНА НА ПЛЯЖЕ | Pauline à la plage

Режиссер: Эрик Ромер
В ролях: Аманда Лангле, Ариэль Домбаль, Паскаль Грегори, Феодор Аткин
1983, 95 мин., из цикла «Комедии и поговорки»

После развода Марион решает провести остаток лета в загородном доме на Нормандском побережье. Она берет с собой юную кузину Полину, которая рада продлить свои каникулы. На пляже Полин и Марион встречают Пьера,  бывшего любовника Марион. Он предлагает обучить их виндсерфингу, а также знакомит с Анри, который приглашает их к себе. Во время посещения местного казино Пьер признается Марион в любви, но та предпочитает Анри. Тем временем Полина знакомится с Сильвеном…

«Серебряный медведь» за лучшую режиссерскую работу (Эрик Ромер), приз ФИПРЕССИ (конкурсная программа) и приз Международной католической организации в области кино – почетное упоминание (программа «Форум») на Берлинском кинофестивале (1983); премия французского синдиката кинокритиков за лучший фильм (1984).

ДРУГ МОЕЙ ПОДРУГИ | L’ami de mon amie

Режиссер: Эрик Ромер
В ролях: Эммануэль Шоле, Софи Ренуар, Анн-Лор Мери, Эрик Вьеллар
1987, 102 мин.

Бланш только что обосновалась в Сержи-Понтуаз, где ее назначили помощником в администрации мэрии. В обеденный перерыв она знакомится с симпатичной и жизнерадостной Леа. Несмотря на нелюбовь к спорту, та соглашается пойти с Бланш в бассейн. Там девушки встречают Александра, знакомого Леа, в компании Адриен, с которой он на данный момент встречается. Бланш подпадает под обаяние Александра. Наступает время отпусков. Леа уезжает, Бланш остается. На улице она сталкивается с Александром и неумело пытается завести беседу…

Номинации на премию «Сезар» в категориях «Лучший сценарий» и «Самая многообещающая актриса» (Софи Ренуар) (1988).

Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.

Кинотеатр «Победа», г. Минск, ул. Интернациональная, 20; телефон для справок 203 77 66.
«Центр-Видео», г. Минск, пл. Независимости, ТЦ «Столица», нижний уровень; телефон для справок 227 01