CINEMASCOPE

Классика жанра. Нуар

12 января «Победа»
17 – 23 января «Центр-Видео»
МАЛЬТИЙСКИЙ СОКОЛ
 
19 января «Победа»
24 – 30 января «Центр-Видео»
ДВОЙНАЯ СТРАХОВКА
 
26 января «Победа»
31января – 6 февраля «Центр-Видео»
УБИЙЦЫ
 
2 февраля «Победа»
7 – 13 февраля «Центр-Видео»
ПОЧТАЛЬОН ВСЕГДА ЗВОНИТ ДВАЖДЫ
 
9 февраля «Победа»
14 – 20 февраля «Центр-Видео»
ВОР
 
16 февраля «Победа»
21 – 27 февраля «Центр-Видео»
ПЕЧАТЬ ЗЛА

С 12 января по 16 февраля 2011 года проект Cinemascope представляет ретроспективу классических американских фильмов, снятых в жанре нуар.

Нуар (фр. film noir – «черный фильм») – термин, введенный французскими критиками для обозначения популярного стиля в американском кино 40-х и 50-х годов. Нуары были полной противоположностью оптимистическим лентам, прославившим довоенный американский кинематограф. Мир «черных фильмов» был миром страха, паранойи и распада. Героями нуаров были оппортунисты или жертвы (часто они совмещали эти качества в одном лице) – бродяги, частные детективы, бандиты. Героини, как и подобает роковым женщинам, были красивы, доступны и несли смерть. Полицейские были продажны, государственные учреждения таили в себе семена зла, и лучшие друзья наносили предательские удары из-за угла. Действие разворачивалось на черно-белом фоне городских джунглей, сплошь состоящих из дешевых отелей с мигающими неоновыми вывесками, сомнительных забегаловок, темных аллей, игорных домов и полицейских участков. Вместо традиционного голливудского хэппи-энда, в заключительных кадрах нуаров слышался тревожный вой полицейских сирен или звук выстрела. Принято считать, что кинематографический нуар возник из синтеза жесткого детектива и немецкого экспрессионизма. Отчасти на фильм нуар повлияло течение «поэтического реализма» французского кино 30-х гг., а также жанр гангстерского фильма.

С конца 1950-х годов это направление переживает упадок и возрождается в 1970-е годы, когда война во Вьетнаме породила новое потерянное поколение. Лишенные иллюзий герои, безжалостные и уязвимые, вернулись на большой экран; только теперь за место под солнцем начали бороться энергичные, умные, независимые и невероятно соблазнительные женщины, нарушающие все социальные нормы. Но главным в нео-нуарах остается стиль, а точнее – тончайшая стилизация ушедшего времени.

МАЛЬТИЙСКИЙ СОКОЛ | The Maltese Falcon

Режиссер: Джон Хьюстон
В ролях: Хамфри Богарт, Мэри Эстор, Петер Лорре, Сидни Гринстрит, Ли Патрик
1941, США, 101 мин.

Сан-Франциско, 30-е гг. Убит компаньон Сэма Спейда, частного детектива. В это время Спейд занят расследованием, порученным ему молодой женщиной, которую он подозревает в двойной игре. Оказывается, она действительно замешана в деле, связанном с пропажей чрезвычайно ценной статуэтки сокола, за которой охотятся еще несколько мошенников.

Номинации на премию «Оскар» в категориях «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль второго плана» (Сидни Гринстрит), «Лучший адаптированный сценарий»; фильм включен в Национальный реестр фильмов (National Film Registry) как имеющий «культурно-историческое или эстетическое значение».

ДВОЙНАЯ СТРАХОВКА | Double Indemnity

Режиссер: Билли Уайлдер
В ролях: Фред Макмерри, Барбара Стэнуик, Эдвард Г. Робинсон, Портер Холл
1944, США, 107 мин.

Страховой агент Уолтер Нефф увлечен своей клиенткой Филлис Дитрихсон. Воспользовавшись этим, она берет его в оборот и подговаривает убить мужа. Однако хитроумный план преступления, который должен позволить любовникам безбедно дожить до конца своих дней, неожиданно расстраивает друг и коллега Неффа, чрезвычайно въедливый инспектор по претензиям.

Номинации на премию «Оскар» в категориях «Лучший фильм», «Лучшая женская роль» (Барбара Стэнуик), «Лучший режиссер», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая работа оператора (ч/б фильмы)», «Лучший звук», «Лучшая музыка к фильму»; фильм включен в Национальный реестр фильмов (National Film Registry) как имеющий «культурно-историческое или эстетическое значение».

УБИЙЦЫ | The Killers

Режиссер: Роберт Сиодмак
В ролях: Берт Ланкастер, Ава Гарднер, Эдмонд О’Брайен, Альберт Деккер
1946, США, 102 мин.

Двое мужчин приезжают в провинциальный городок, чтобы убить заправщика на бензоколонке, бывшего боксера и бандита по прозвищу Швед. Этот человек предупрежден об их прибытии, но даже не пытается скрыться и позволяет себя убить. Страховой агент, работающий на компанию, где застраховался погибший, с помощью разных свидетелей восстанавливает его жизненный путь.

Номинации на премию «Оскар» в категориях «Лучший режиссер», «Лучший монтаж», «Лучшая музыка к фильму», «Лучший адаптированный сценарий»; премия Эдгара Аллана По в категории «Лучший кинофильм»; фильм включен в Национальный реестр фильмов (National Film Registry) как имеющий «культурно-историческое или эстетическое значение».

ПОЧТАЛЬОН ВСЕГДА ЗВОНИТ ДВАЖДЫ | The Postman Always Rings Twice

Режиссер: Тэй Гарнетт
В ролях: Лана Тернер, Джон Гарфилд, Сесил Келлауэй, Хьюм Кронин
1946, США, 113 мин.

Безработный Фрэнк Чэмберз поступает заправщиком на бензоколонку в Калифорнии. Хозяин – славный, хотя и простоватый человек; его жена, Кора, роскошная женщина, тоскует по любви. Молодые люди становятся любовниками и мечтают о побеге. Но как избавиться от мужа? Есть только один выход – убить его и представить убийство как несчастный случай.

ВОР | The Thief

Режиссер: Расселл Рауз
В ролях: Рэй Милленд, Мартин Гэйбел, Рита Гэм, Гарри Бронсон
1952, США, 85 мин.

Напряженная криминальная драма времен «холодной войны» об американском физике-ядерщике Алане Филдзе, который шпионит в пользу некой неназванной страны. Однажды в руки агентов ФБР попадают улики, способные привести к раскрытию Филдза, и шпион уходит в бега. Основная особенность «Вора» — в звуковой дорожке к фильму нет диалогов, она состоит только из окружающих шумов.

Номинации на премию «Оскар» в категории «Лучшая музыка к фильму»; номинации на премию «Золотой глобус» в категориях «Лучший фильм (драма)», «Лучшая мужская роль (драма)» (Рэй Милленд), «Лучший сценарий», «Лучшая работа оператора (ч/б фильмы)», «Лучший женский дебют» (Рита Гэм).

ПЕЧАТЬ ЗЛА | Touch of Evil

Режиссер: Орсон Уэллс
В ролях: Чарлтон Хестон, Орсон Уэллс, Дженет Ли, Марлен Дитрих, Джозеф Каллейа
1958, США, 106 мин.

В городке на американо-мексиканской границе взрыв бомбы разносит на куски автомобиль Линнекара – человека, державшего под контролем весь город. Мексиканец Мигель Варгас, агент отдела по борьбе с наркотиками, ставший случайным свидетелем произошедшего, предлагает своему американскому коллеге Кинлэну помощь в расследовании преступления. Однако вскоре между ними начинаются нелады: Варгас убежден, что Кинлэн подтасовывает доказательства.

Фильм включен в Национальный реестр фильмов (National Film Registry) как имеющий «культурно-историческое или эстетическое значение».

Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.

Кинотеатр «Победа», г. Минск, ул. Интернациональная, 20; телефон для справок 203 77 66.
«Центр-Видео», г. Минск, пл. Независимости, ТЦ «Столица», нижний уровень; телефон для справок 227 01 75.