— CINEMASCOPE

Ален Рене. Пленник времени. Часть I

11 мая «Победа»
ГЕРНИКА
СТАТУИ ТОЖЕ УМИРАЮТ
НОЧЬ И ТУМАН
ВСЯ ПАМЯТЬ МИРА
 
12 мая «Победа»
16 – 23 мая «Центр-Видео»
В ПРОШЛОМ ГОДУ В МАРИЕНБАДЕ
 
13 мая «Победа»
23 – 29 мая «Центр-Видео»
МЮРИЭЛЬ, ИЛИ ВРЕМЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ
 
16 июня «Победа»
ХИРОСИМА, ЛЮБОВЬ МОЯ

С 11 по 29 мая 2011 года проект Cinemascope при поддержке Посольства Франции в Республике Беларусь и УП «Киновидеопрокат» Мингорисполкома представляет первую часть ретроспективы Алена Рене, в которую включены серия короткометражных документальных фильмов и две ранние полнометражные картины режиссера – «В прошлом году в Мариенбаде» (L’année dernière à Marienbad, 1961) и «Мюриэль, или Время возвращения» (Muriel ou Le temps d’un retour, 1963).  16 июня в рамках Фестиваля европейского кино в кинотеатре «Победа» зрители дополнительно получат возможность увидеть фильм «Хиросима, любовь моя» (Hiroshima mon amour, 1959).

Ален Рене – настоящий патриарх французского кинематографа и бесспорный классик мировой культуры, пришедший в игровое кино во время триумфа «новой волны». Тем не менее, он всегда держался немного в стороне от круга Трюффо и Годара, принеся в кино стилистику «нового романа». Именно сотрудничество с Маргерит Дюрас («Хиросима, любовь моя») и Аленом Роб-Грийе («В прошлом году в Мариенбаде») принесло режиссеру заслуженное признание. Впрочем, еще за несколько лет до получения «Золотого льва» в Венеции Рене уже снял небольшой документальный фильм о Холокосте «Ночь и туман» (Nuit et brouillard), который Франсуа Трюффо назвал непревзойденным шедевром.

Начиная с 80-х, Ален Рене образовывает настоящую актерскую «семью», с которой он и сегодня продолжает снимать тончайшие комедии и мелодрамы, не отказываясь от своего интеллектуализма и изысканного формализма. Его постановочной манере присущи поразительная тщательность в разработке сценария и выборе натурного материала, необыкновенно смелый, не имеющий аналогов, монтаж изобразительного и звукового ряда. Но самое важное, что нашло отражение в его творчестве, – это особое свойство «проникать в неизведанное, искать и обнаруживать скрытые смыслы» (Эммануэль Рива).

Вторая часть ретроспективы Алена Рене, в которую войдут фильмы «Ставиский» (Stavisky, 1974), «Мой американский дядюшка» (Mon oncle d’Amérique, 1980), «Мелодрама» (Mélo, 1986), «Знакомая песня» (On connaît la chanson, 1997) и «Сердца» (Cœurs, 2006), будет показана осенью 2011 года.

ГЕРНИКА | Guernica

Режиссеры: Ален Рене, Робер Эссенс
Автор сценария: Поль Элюар
1950, Франция, 13 мин, ч/б

Рифмуя поэтический текст Поля Элюара с живописными полотнами Пабло Пикассо, Ален Рене воздает дань памяти уничтоженному бомбардировкой баскскому городу.

Гран-при кинофестиваля в Пунта дель Эсте (1952).

СТАТУИ ТОЖЕ УМИРАЮТ | Les statues meurent aussi

Режиссеры: Ален Рене, Крис Маркер
Автор сценария: Крис Маркер
1953, Франция, 30 мин., ч/б

Проникая в тайны африканского пластического искусства и восхищаясь его красотой, авторы отстаивают идею близости африканской и европейской цивилизаций.

Премия Жана Виго в категории «Лучший короткометражный фильм» (1954).

НОЧЬ И ТУМАН | Nuit et brouillard

Режиссер: Ален Рене
Автор сценария: Жан Кейроль
1955, Франция, 32 мин, ч/б

Трагический реквием об ужасах нацистских лагерей смерти. «Ночь и туман» – гриф секретности, которым в гитлеровской переписке обозначались операции по депортации.

Премия Жана Виго в категории «Лучший короткометражный фильм» (1956); номинация на премию Объединенных наций Британской академии кино- и телеискусств (BAFTA) (1961).

ВСЯ ПАМЯТЬ МИРА | Toute la mémoire du monde

Режиссер: Ален Рене
Автор сценария: Ремо Форлани
1956, Франция, 21 мин., ч/б

Экскурсия по Французской национальной библиотеке. От куполообразных сводов к подвалам, от картотеки к читальным залам – все закулисье храма знаний.

Премия Высшей технической комиссии кино (1957).

В ПРОШЛОМ ГОДУ В МАРИЕНБАДЕ | L’année dernière à Marienbad

Режиссер: Ален Рене
Автор сценария: Ален Роб-Грийе
В ролях: Дельфин Сейриг, Джорджио Альбертацци, Саша Питоефф
1961, Франция – Италия, 94 мин., ч/б

В одном из отелей, потерявшись во времени, мужчина пытается убедить женщину в том, что их связывает история любви, которую они пережили в прошлом году в этом же месте. Женщина все отрицает. Действительные ли эти воспоминания? Или фантазия? Сможет ли главный герой убедить ее быть с ним, а не избегать любви как в прошлом году?

Премия «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля (1961); номинация на премию «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий» (1963); номинация на премию Британской академии кино- и телеискусств (BAFTA) в категории «Лучший фильм» (1963); премия Французского синдиката кинокритиков (1962).

МЮРИЭЛЬ, ИЛИ ВРЕМЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ | Muriel ou Le temps d’un retour

Режиссер: Ален Рене
Автор сценария: Жан Кейроль
В ролях: Дельфин Сейриг, Жан-Пьер Керьен, Нита Клейн, Жан-Батист Тьерре
1963, Франция – Италия, 115 мин., цв.

Антиквар Элен живет в Булонь-сюр-Мер вместе с пасынком Бернаром. Молодой человек недавно вернулся с войны в Алжире. Он чувствует себя лишним в мирной жизни, к тому же его преследуют тягостные воспоминания. Элен тем временем воссоединяется со своим бывшим любовником Альфонсом, тоже ветераном Алжира, но прежние отношения не складываются…

Номинация на премию «Золотой лев» и кубок Вольпи Венецианского кинофестиваля в категории «Лучшая женская роль» (Дельфин Сейриг) (1963); премия Сазерленда Британского института кино (1963).

ХИРОСИМА, ЛЮБОВЬ МОЯ | Hiroshima mon amour

Режиссер: Ален Рене
Автор сценария: Маргерит Дюрас
В ролях: Эммануэль Рива, Эйдзи Окада, Стелла Дассас, Пьер Барбо, Бернар Фрессон
1959, Франция – Япония, 90 мин., ч/б

Хиросима, 1958 год. Она – французская актриса, приехавшая сниматься в антивоенном фильме; он – японский архитектор. Воспоминание о «десяти тысячах солнц» Хиросимы – о целом городе, сметенном с земли и обращенном в пепел, – преследует их обоих. Этот город, ставший театром предельного ужаса, теперь содействует их любви.

Номинация на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля (1959); номинация на премию «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий» (1961); премия Объединенных наций и номинация на премию Британской академии кино- и телеискусств (BAFTA) в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая иностранная актриса» (Эммануэль Рива) (1961); премия Французского синдиката кинокритиков (1960).

Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.

Кинотеатр «Победа», г. Минск, ул. Интернациональная, 20; телефон для справок 203 77 66.
«Центр-Видео», г. Минск, пл. Независимости, ТЦ «Столица», нижний уровень; телефон для справок 227 01 75.