CINEMASCOPE

In memoriam anno 1968: фильмы группы «Занзибар»

zanzibarA4

12 мая и 25 мая, 18:00
РЕГУЛЯРНЫЕ ЛЮБОВНИКИ
 
15 мая, 19:00
УНИЧТОЖЬТЕ СЕБЯ
 
16 мая, 19:00
ПРОВОЗВЕСТНИК
 
17 мая, 19:00
ЛОЖЕ ДЕВЫ
 
22 мая, 19:00
ДВАЖДЫ
 
23 мая, 19:00
АЦЕФАЛ
 
24 мая, 19:00
ХАЛДЫ-БАЛДЫ

Под определение «Занзибар» (название заимствовано у маоистского островного государства в Восточной Африке) в истории кино подпадает группа из порядка пятнадцати фильмов, созданных в рамках неформального объединения молодых французских кинематографистов в период 1968-72 гг. и в большинстве своем профинансированных меценаткой Сильвиной Буассонна. Для фильмов группы «Занзибар» характерны минимум сценария, участие непрофессиональных актеров, импровизация, тесная связь с миром моды и искусства. Кроме того, почти все, кто входил в группу «Занзибар», были участниками студенческих беспорядков мая 1968 года. Их фильмы являются свидетельством значимости этого исторического момента для новейшей истории Франции.

«Фильмы, объединенные в группу «Занзибар», стали для меня самым большим открытием во французском кино. Любому, кто всерьез интересуется кинематографом, непозволительно пройти мимо них. Это удивительное связующее звено между «новой волной» и авангардом, между поэзией и нарративом. Ни одному из этих фильмов время не пошло во вред, скорее наоборот. Оно подчеркнуло глубину их персонального, поэтического и кинематографического взгляда». (Йонас Мекас)

Впервые на постсоветском пространстве программа фильмов группы «Занзибар» будет представлена в рамках ретроспективы In memoriam anno 1968, которая пройдет 12-25 мая в кинотеатре «Ракета». Кроме шести ключевых фильмов группы «Занзибар» («Уничтожьте себя», «Провозвестник», «Ложе девы», «Дважды», «Ацефал», «Халды-балды»), зрители смогут увидеть картину Филиппа Гарреля «Регулярные любовники» (2005), посвященную майским событиям 1968 года и выполняющую роль необходимого предисловия или послесловия к основной программе. Ретроспектива In memoriam anno 1968 подготовлена проектом Cinemascope при содействии Re:Voir и Пипа Ходорова.

РЕГУЛЯРНЫЕ ЛЮБОВНИКИ | Les amants réguliers

Франция, 2005, 175 мин.
Режиссер: Филипп Гаррель
В ролях: Луи Гаррель, Клотильда Эсме, Жюльен Лука, Эрик Рюйя

Париж, май 1968 года. Сотни тысяч молодых людей выходят с протестом на улицы. Главному герою, Франсуа недавно исполнилось двадцать, и, как и большей части его поколения, ему нечего терять. Во время бунта Франсуа встречает Лили, и между ними вспыхивает безумная страсть.
«Фильм о переплетении сюжета студенческой революции в Париже 68-го, любви и поэтики, а также последующих наркотиках и грязи, которая при дальнейшем рассмотрении даже перестает быть грязью. Истошная искренность в черно-белых кадрах, поэты и художники, маленькие улочки и разобранные на революцию мостовые, опиум и пьяные вечеринки фильма впечатляют далеко не каждого зрителя. Но именно этот фильм во Франции признан удачным, учитывая характер самого исторического события – «чего-то одновременно очень ясного и очень темного» (Ален Бадью).
«Серебряный лев» Венецианского МКФ за режиссуру, премия «Голден Озелла» Венецианского МКФ оператору за выдающийся технический вклад, «Сезар» в номинации «Лучший начинающий актер, открытие года», премия Луи Деллюка за лучший фильм, приз ФИПРЕССИ Европейской киноакадемии, премия братьев Люмьер за лучшую режиссуру.

УНИЧТОЖЬТЕ СЕБЯ | Détruisez-vous

Франция, 1968, 70 мин.
Режиссер: Серж Бар
В ролях: Каролин де Бендерн, Ален Жуфруа, Жюльет Берто, Тьерри Гаррель, Серж Бар, Оливье Моссе, Жак Робиоль, Этьен О’Лири

Участница агитпроп ячейки не может определиться в своем отношении к революции.
Первый фильм группы «Занзибар», снятый недавним студентом Университета Париж X – Нантер незадолго до майских событий 1968 года, оказался во многом провидческим. Его название отсылает к одному из часто повторяемых лозунгов Красного мая «Aidez-nous, détruisez-vous» («Помогите нам – уничтожьте себя»), а главную роль здесь исполняет британская модель Каролин де Бендерн – Марианна 1968 года: это она размахивает вьетнамским флагом сидя на плечах художника Жан-Жака Лебеля на одной из самых знаменитых фотографий майских протестов.
«Фильм «Уничтожьте себя» (с его бескомпромиссным подзаголовком «Тихое оружие») был снят в марте-апреле 1968 года. Титр «Фильм, снятый в апреле 1968 года», написанный на листе картона, заслуживает особого упоминания: Бар был одним из немногих, обнаруживших в то время подобную прозорливость. Это первый фильм группы «Занзибар» (предшествовавший даже названию группы), попытка бросить вызов законам поточного производства и коммерции» (Филипп Азури).

ПРОВОЗВЕСТНИК | Le révélateur

Франция, 1968, 62 мин.
Режиссер: Филипп Гаррель
В ролях: Станислас Робиоль, Бернадетт Лафон, Лоран Терзиефф

Семейная пара с 4-летним сыном спасается бегством от неведомой опасности.
Согласно Гаррелю, немой «Провозвестник», снятый вскоре после поражения студенческой революции 1968 года, является киноверсией фрейдовской «первичной сцены» – реально наблюдаемой или воображаемой ребенком сцены сексуальных отношений между родителями. Оригинальное название фильма – Le révélateur – указывает одновременно и на фотохимический процесс проявки пленки (в этом случае его можно было бы перевести на русский язык как «Проявитель») и, не столь явно, – на роль ребенка как провозвестника и обладателя откровения.
Оператор фильма Мишель Фурнье, признавая, что в момент съемок был дилетантом, в то же время назвал «Провозвестника» одним из самых красивых фильмов в истории кино. О его визуальном совершенстве свидетельствуют следующим факты: кадр из «Провозвестника» украшает обложку альбома Oedipus Schmoedipus (1996) Барри Адамсона, а Depeche Mode воссоздали целую сцену из фильма в клипе на композицию Pimpf из альбома Music for the Masses (1987).

ЛОЖЕ ДЕВЫ | Le lit de la vierge

Франция, 1969, 95 мин.
Режиссер: Филипп Гаррель
В ролях: Пьер Клементи, Зузу, Тина Омонт, Филипп Гаррель

По наущению матери Иисус идет проповедовать в город, где влюбляется в проститутку.
Интерпретация жизни Христа выполнена под влиянием идеологии студенческого бунта. А вернее – ее болезненного краха. «Ложе девы» составляет второй эпизод очень условной «революционной» трилогии Филиппа Гарреля, которую открыл немой «Провозвестник», а закроет «Внутренняя рана».
«Думаю, в «Ложе девы» ясно изложены мои взгляды на миф христианства. Это неагрессивная парабола, в которой Зузу играет и деву Марию, и Марию Магдалину, а Пьер Клементи исполняет роль отчаявшегося Христа, который отказывается от борьбы после столкновения с жестокостью мира. Но вопреки аллегорической природе, фильм также изобличает полицейские репрессии 1968 года. В свое время для зрителя это было вполне очевидно» (Филипп Гаррель).

ДВАЖДЫ | Deux fois

Франция, 1969, 64 мин.
Режиссер: Жаки Райналь
В ролях: Жаки Райналь, Франсиско Виадер, Оскар

Фильм-репетиция, состоящий из случайных сцен и кадров, иногда повторяемых несколько раз.
Жаки Райналь монтировала фильм «Средиземноморье» Жан-Даниэля Полле и четыре фильма Эрика Ромера, ассистировала при монтаже «Провозвестника» и «Концентрации» Филиппа Гарреля, «Мамочки и шлюхи» Жана Эсташа. Когда Сильвина Буассонна предложила ей перестать монтировать чужие фильмы и снять собственный, Райналь приняла этот вызов без раздумий. Она отправилась в Барселону, где всего за девять дней сняла «Дважды» – упражнение в стиле Кокто и Бунюэля.
«Этот фильм – намеренно упрощенное размышление о неких первичных функциях фильма, которые, можно сказать, лежат в основе монтажа как такового: ожидания, анализ изображения, перцептивная память, отношения между пространством вне и внутри кадра – все это исследуется в серии не связанных между собой эпизодов образцовой простоты» (Ноэль Бёрч).
Гран-при на Фестивале молодого кино в Хиере (1972).

АЦЕФАЛ | Acéphale

Франция, 1968, 56 мин.
Режиссер: Патрик Деваль
В ролях: Жак Баратье, Лоран Кондомина, Патрик Деваль, Кристиан Леду, Эдуар, Жаки Райналь

Молодой человек вместе с друзьями бродит по Парижу, едва узнаваемому после мая 1968 года.
Название фильма заимствовано у одноименного журнала, выпускавшегося французским философом и писателем Жоржем Батаем: в буквальном смысле ацефал значит «обезглавленный», в фигуральном указывает на необходимость выйти за рамки рационального мышления.
«Все участники группы «Занзибар» были поглощены своего рода поиском, стремлением к чему-то светлому и чистому. Характеризуя героя «Ацефала» как «человека в поисках разума» (un tête chercheuse), Патрик Деваль подчеркивает эту склонность. Одна из самых запоминающихся сцен фильма изображает молодых людей, толпящихся у решетки ворот, сквозь которую пробивается солнечный свет, и напоминающих мотыльков, слетевшихся к лампочке» (Салли Шафто).

ХАЛДЫ-БАЛДЫ | Fun and Games for Everyone

Франция, 1968, 53 мин.
Режиссер: Серж Бар
С участием Мишеля Одера, Патрика Бошо, Каролин де Бендерн, Пьер-Ришара Бре, Сальвадора Дали, Алена Жуфруа, Аманды Лир, Оливье Моссе, Жана Масколо, Санни Мюррея, Барбета Шрёдера

Разношерстая толпа, среди участников которой немало знаковых фигур своего времени, собирается на вернисаж художника Оливье Моссе в галерее Rive Droite.
Иносказательное «халды-балды», которое словарь Даля определяет как «праздношатание», исчерпывающе передает происходящее в этом фильме, где формальная сторона играет большее значение, чем содержательная. В 1965-71 гг. художник-минималист Оливье Моссе создал серию картин, изображающих одиночные черные круги на белом фоне. Последовательное изображение «О» содержало призыв отказаться от всего существующего и начать с нуля. В определенном смысле Серж Бар попытался сделать в кино то же самое, что Оливье Моссе – в живописи: в поисках новых возможностей киноязыка он с помощью психоделического саундтрека заглушает в фильме все разговоры и доводит изображение до предельной графической контрастности.

Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.

Кинотеатр «Ракета», г. Минск, пер. Рабочий, 3; телефон для справок 298 25 00.