Кинемо I (немое кино + живая музыка)
20 июня – 18 июля 2013 года проект Cinemascope и Ассоциация молодых белорусских композиторов представляют open-air фестиваль немого кино и современной музыки «КИНЕМО». На протяжении пяти вечеров во внутреннем дворике музея-мастерской З. И. Азгура будут демонстрироваться немые фильмы классиков мирового кинематографа, озвученные современными белорусскими музыкантами и композиторами.
20 июня, 21.00
ГЕНЕРАЛ | The General
США, 1926, 78 мин.
Режиссеры: Бастер Китон и Клайд Брукмен
В ролях: Бастер Китон, Мэрион Мэк, Глен Кэвендер, Джим Фарли, Фредерик Врум
Музыкальное сопровождение – Екатерина Марецкая (фортепиано)
Штат Джоржия, 1861 год. У провинциального механика Джонни две страсти: локомотив и невеста Аннабэль. Но тут начинается война, на которую призывают всех мужчин кроме Джонни; его работа – в тылу. Но он мечтает попасть на передовую. Возможность представляется довольно быстро: группа северян угоняет поезд, чтобы посеять неразбериху в расположениях федералистов. Во главе угнанного поезда – Джонни со своим локомотивом «Генерал».
Точка отправления этого шуточного вестерна имеет реальную историческую основу. В апреле 1862 года группа союзных разведчиков действительно захватила локомотив на вокзале Биг-Шенти. Китон, настоящий маньяк достоверности, приказал изготовить аутентичные, работающие на дровах паровозы, и запустил их кататься в течение всего фильма по лесам и полям Орегона. В павильоне снимали очень мало, самые невероятные железнодорожно-акробатические трюки были сделаны вживую под руководством Китона и смонтированы без комбинированных кадров.
Екатерина Марецкая — дипломант и лауреат нескольких международных конкурсов пианистов, среди которых Международный конкурс пианистов памяти М. Юдиной (Россия, Санкт-Петербург, 2008), Международный конкурс пианистов памяти Исидора Байича (Сербия, Нови-Сад, 2008); обладательница главного приза «Золотой Парнас» на фестивале «Бещады без границ» (Польша, Санок).
Сольные концерты в Белгосфилармонии, а также многочисленные концерты с программами современной музыки дают право считать Екатерину Марецкую одной из лучших исполнительниц мировой и белорусской фортепианной музыки. Сотрудничает с ансамблем «Классик-Авангард», регулярно участвует в мастер-классах и конкурсах камерной, фортепианной и органной музыки.
27 июня, 21.00
МОЯ БАБУШКА | Chemi bebia
СССР, 1929, 65 мин.
Режиссер: Котэ Микаберидзе
В ролях: Александр Такайшвили, Белла Чернова, Акакий Хорава
Музыкальное сопровождение – Константин Яськов (препарированное фортепиано)
Рассказ о поисках «бабушки», то есть «мохнатой руки», которая «замолвит словечко» и выбьет хорошую должность – едкая сатира на новую бюрократическую систему. В свое время феноменальный режиссерский дебют актера Котэ Микаберидзе не был оценен должным образом. Картина легла «на полку» и из забвения ее извлекли лишь в 1970-е годы.
Буйная режиссерская фантазия буквально брызжет с экрана. Помимо многочисленных трюков, гэгов, чисто кинематографических средств, Котэ Микаберидзе использовал рисованную и объемную мультипликацию. Главный герой (Александр Такайшвили) и внешне и манерой игры напоминает персонажей американского комика Гарольда Ллойда. Ожившие газетные карикатуры и игрушки, вмешивающиеся в жизнь героя и его семьи, добавляют в сюжет фантасмагоричности. Резкого и сильного впечатления режиссер добивается, соединяя условные декорации с привычной для зрителей реальностью, используя контрастные эффекты света и тени, вывихнутые и словно падающие ракурсы, рапид и обратную съемку.
Константин Яськов – белорусский композитор, преподаватель музыкальных дисциплин в Белорусском государственном университете культуры и искусств и Институте современных знаний. Преподаватель на кафедре композиции Белорусской государственной академии музыки. Организатор Международного фестиваля современной академической музыки «Диалоги», один из основателей и председатель Ассоциации молодых белорусских композиторов. Член Белорусского союза композиторов c 2006 года.
4 июля, 21.00
СТРАСТИ ЖАННЫ Д’АРК | La passion de Jeanne d’Arc
Франция, 1928, 96 мин.
Режиссер: Карл Теодор Дрейер
В ролях: Мария Фальконетти, Эжен Сильвен, Морис Шуц, Антонен Арто
Музыкальное сопровождение – Марина Новак (скрипка), Елена Гутина (фортепиано)
Действие фильма в сжатой форме повторяет зафиксированные сохранившимися протоколами и документальными свидетельствами очевидцев события состоявшегося в 1431 году в Руане инквизиционного суда над Жанной д’Арк: тщетные намерения заставить ее отречься от ереси и, по сути, сломить ее дух, – через допросы, пытки, провокации, подлоги и финальную казнь.
В этом фильме нет ни «масштабной постановки» по-американски; ни пустой экзальтированности; ни грима; простая и голая натура, максимально стилизованный дворец правосудия в Руане; подъемный мост, виселица, пыточное колесо; навязчивое чередование крупных статичных планов Жанны и ее судей. Дрейер убрал из сценария Жозефа Дельтея всю декоративность; он объединил в один съемочный день сцены суда и смерти Жанны, обрекая группу на адский ритм работы. Он заставил актрису Марию Фальконетти побриться наголо и носить натирающие кожу цепи. Получившийся результат обладает поразительной пластической силой; фильм, будто «пронизанный ультразвуком души», как скажет Андре Базен, станет одновременно шедевром немого и гениальным предвестником звукового кино.
Елена Гутина. Родилась в г. Минске. С отличием окончила Белорусскую государственную академию музыки по классу специального фортепиано и композиции (2011, 2012 гг.). Лауреат международных конкурсов (фортепиано и композиция), обладатель премии Франко-белорусской ассоциации La vie en musique – LVEM (2012). Работает в различных жанрах вокальной и инструментальной музыки. Участвовала в проекте «Золото молчания» (Дворец искусств, Минск, 2011-2012 гг.), в рамках которого были озвучены фильмы «Последний человек» (Der letzte Mann, 1924) и «Жил-был дурак» (A Fool There Was, 1915), для последнего написала оригинальное музыкальное сопровождение.
11 июля, 21.00
ВОЗНИЦА | Körkarlen
Швеция, 1921, 107 мин.
Режиссер: Виктор Шёстрём
В ролях: Виктор Шёстрём, Хильда Боргстрём, Торе Свеннберг, Астрид Хольм
Музыкальное сопровождение – Five-storey ensemble
В канун Нового года трое пьяниц вспоминают легенду. Согласно ей умерший последним в текущем году, в случае если он много грешил, будет управлять в течение всего года призрачной повозкой, которая подвозит души умерших. Один из этих пьяниц, Давид Хольм, умирает ровно в полночь…
Шёстрём мастерски смешивает реалистично снятую историю жизни маргинала с романтическими кадрами мистического призрака. Визуально фильм находится на очень высоком уровне, что придает особую силу как кадрам мира мертвых, эффектно снятых простой двойной экспозицией, так и кадрам сурового бытия мира живых. Сам Шёстрём, серьезно готовившийся к этой роли, и проведший много времени среди настоящих бродяг, является центром картины. Его актерское дарование в этой мощной драме не уступает дарованию режиссерскому. В роли пьяницы он, во-первых, достоверен, что уже само по себе важно, а во-вторых, Шёстрёму удается хорошо передать глубинные душевные терзания своего героя, измученного алкоголем и уходом жены, который окончательно выбил его из колеи.
Five-storey ensemble – один из самых известных коллективов «современной камерной музыки» в странах бывшего СССР. Группа состоит из 8 исполнителей, использующих по большей части акустические инструменты (скрипка, контрабас, фортепиано, орган, фагот, саксофон, гобой, аккордеон, вокал, флейта, гитара, ударные). Five-storey ensemble был основан в 2012 году в результате объединения музыкантов двух столичных коллективов – Fratrez и Rational Diet. Благодаря нетривиальной музыке и нестандартному подходу к композиции, коллектив быстро начал привлекать все большее внимание со стороны местной и мировой критики. Первый альбом Not That City был выпущен на итальянском лейбле Altrock в феврале 2013 года.
18 июля, 21.00
АНТРАКТ | Entr’acte
Франция, 1924, 20 мин.
Режиссер: Рене Клер
В ролях: Жан Берлин, Инге Фрисс, Франсис Пикабиа, Марсель Дюшан, Ман Рэй
Музыкальное сопровождение – Five-storey ensemble
10-минутный фильм-эссе «Антракт» предлагает зрителю попасть в мир странных сюрреалистических образов из сборника «Антология сюрреализма». Картина была снята по случаю приезда в Париж шведской балетной труппы Рольфа де Мааре, представившей в Театре на Елисейских Полях балет «Представление отменяется». Сценарий был написан Франсисом Пикабиа, музыка – композитором Эриком Сати. Для знакомства парижской публики с авторами балета был снят короткий пролог, а в перерыве между двумя актами показывался сам фильм Клера. В кадре появляются многие активные участники авангардистского движения: Франсис Пикабиа, Ман Рэй, знаменитый художник Марсель Дюшан, а также композиторы Жорж Орик и Эрик Сати. «Антракт» вполне выдержан в духе дадаистского абсурда – никакого сюжета, поверженная наземь литературность, изящное, но бессмысленное движение предметов и персонажей. Картину восторженно приняли, и Рене Клер стал культовой фигурой, певцом абсурда и нонконформизма.
РАКОВИНА И СВЯЩЕННИК | La coquille et le clergyman
Франция, 1928, 40 мин.
Режиссер: Жермена Дюлак
В ролях: Алекс Аллин, Женика Атанасиу, Люсьен Батай
Музыкальное сопровождение – «Князь Мышкин»
В фильме «Раковина и священник» явно ощутимы фрейдистские основы сюрреализма. Молодой священник, давший обет безбрачия, видит во сне причудливую фантасмагорию, сотканную из образов, навеянных на него исповедью молодой, обворожительной красавицы, жены пожилого генерала. Все происходящее в фильме не имеет никакой логической связи. Ключ к пониманию содержания нужно, очевидно, искать во вступительных кадрах: священник наполняет большую раковину жидкостью из бесчисленных стеклянных колб, которые он безжалостно разбивает. Раковина остается полупустой, символизируя тщетность любовных желаний, обуревавших священника и оставшихся неудовлетворенными. Фильм этот построен по всем сюрреалистическим канонам: в нем показана не объективная действительность, а эротические галлюцинации, в которых буквально или метафорически осуществляются вытесненные в подсознание желания героя.
МОРСКАЯ ЗВЕЗДА | L’étoile de mer
Франция, 1928, 17 мин.
Режиссер: Ман Рэй
В ролях: Кики с Монпарнаса, Андре де ла Ривьер, Робер Деснос
Музыкальное сопровождение – Fratrez
«Морская звезда» — причудливо снятая история о страхе мужчины перед прекрасной женщиной, заворожившей его. В одной из сцен фильма, когда женщина, наконец, раздевается, ложится на кровать и готова отдаться герою, — он в панике покидает ее. Образ морской звезды стал для Ман Рэя традиционным: он использовал его и в нескольких других фильмах. Активно режиссер пользовался возможностями камеры, стремясь исказить изображение разными доступными в то время способами. К примеру, отдельные кадры «Звезды» были сняты через искаженное стекло. Главную женскую роль в «Морской звезде» исполнила знаменитая Кики с Монпарнаса (настоящее имя Алиса Прен) — художница и натурщица, позировавшая многим великим художникам Парижской школы. Среди них Пабло Гаргальо, Моисей Кислинг, Эрмина Давид, но прежде всего — сам Ман Рэй, чьей подругой и музой Кики оставалась многие годы.
ОСТАВЬ МЕНЯ В ПОКОЕ | Emak Bakia
Франция, 1926, 20 мин.
Режиссер: Ман Рэй
В ролях: Кики с Монпарнаса, Жак Риго
Музыкальное сопровождение – Виктор Семашко
В фильме «Эмак Бакиа» (что на баскском языке означает «оставь меня в покое») из хаоса несочетаемых абстрактных кадров-индексов (зерно кинопленки, цветы, превращающиеся в линии, световые пучки, вращающаяся призма-модуль, отражающая свет, спирали, вращающиеся двери) возникает тема поездки на машине, оформляясь в иронический рудиментарный сюжет. Фары на радиаторе машины словно подмигивают, им вторит огромный, приклеенный между фарами глаз; шофер надевает защитные очки. Кадры проезда машины перемежаются с крупными планами стада баранов, а после остановки машины, кадр – с ножками вылезающей из нее женщины – повторен три раза, а затем с помощью многократной экспозиции представлен четырежды. В финальных кадрах возникает тема «незашоренного», свободного зрения: Кики сначала «смотрит» нарисованными на ее веках глазами, а затем уже открывает их и смотрит по-настоящему.
Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами. Входной билет можно приобрести в кассе музея. Стоимость входного билета – 15 тыс. бел. рублей.
Мемориальный музей-мастерская З. И. Азгура, г. Минск, ул. З. Азгура, 8. Справки по телефонам: 380 06 33, 290 93 83, 294 73 01.