— CINEMASCOPE

Кинемо (немое кино + живая музыка)

Проект Cinemascope и Ассоциация молодых белорусских композиторов представляют фестиваль немого кино и современной музыки «КИНЕМО». На протяжении трех октябрьских вечеров в кинотеатре «Москва» будут представлены немые фильмы классиков мирового кинематографа, озвученные белорусскими музыкантами-авангардистами. Одной из главных особенностей этой программы является ее уникальность: оригинальные саундтреки, созданные специально к каждому фильму, прозвучат вживую, в исполнении авторов-композиторов и симфонического оркестра.

17 октября 19.00
СТРАСТИ ЖАННЫ Д’АРК | La passion de Jeanne d’Arc

Композитор – Елена Гутина. Партия фортепиано – Елена Гутина, партия скрипки – Марина Новак.

Франция, 1928, 96 мин.
Режиссер: Карл Теодор Дрейер
В ролях: Мария Фальконетти, Эжен Сильвен, Морис Шуц, Антонен Арто

Действие фильма в сжатой форме повторяет зафиксированные сохранившимися протоколами и документальными свидетельствами очевидцев события состоявшегося в 1431 году в Руане инквизиционного суда над Жанной д’Арк: тщетные намерения заставить ее отречься от ереси и, по сути, сломить ее дух, – через допросы, пытки, провокации, подлоги и финальную казнь.

В этом фильме нет ни «масштабной постановки» по-американски; ни пустой экзальтированности; ни грима; простая и голая натура, максимально стилизованный дворец правосудия в Руане; подъемный мост, виселица, пыточное колесо; навязчивое чередование крупных статичных планов Жанны и ее судей. Дрейер убрал из сценария Жозефа Дельтея всю декоративность; он объединил в один съемочный день сцены суда и смерти Жанны, обрекая группу на адский ритм работы. Он заставил актрису Марию Фальконетти побриться наголо и носить натирающие кожу цепи. Получившийся результат обладает поразительной пластической силой; фильм, будто «пронизанный ультразвуком души», как скажет Андре Базен, станет одновременно шедевром немого и гениальным предвестником звукового кино.

24 октября 19.00
МОЯ БАБУШКА | Chemi bebia

Композитор – Константин Яськов. Партия фортепиано – Ольга Подгайская, семплер – Константин Яськов.

СССР, 1929, 65 мин.
Режиссер: Котэ Микаберидзе
В ролях: Александр Такайшвили, Белла Чернова, Акакий Хорава

Рассказ о поисках «бабушки», то есть «мохнатой руки», которая «замолвит словечко» и выбьет хорошую должность – едкая сатира на новую бюрократическую систему. В свое время феноменальный режиссерский дебют актера Котэ Микаберидзе не был оценен должным образом. Картина легла «на полку» и из забвения ее извлекли лишь в 1970-е годы.

Буйная режиссерская фантазия буквально брызжет с экрана. Помимо многочисленных трюков, гэгов, чисто кинематографических средств, Котэ Микаберидзе использовал рисованную и объемную мультипликацию. Главный герой (Александр Такайшвили) и внешне и манерой игры напоминает персонажей американского комика Гарольда Ллойда. Ожившие газетные карикатуры и игрушки, вмешивающиеся в жизнь героя и его семьи, добавляют в сюжет фантасмагоричности. Резкого и сильного впечатления режиссер добивается, соединяя условные декорации с привычной для зрителей реальностью, используя контрастные эффекты света и тени, вывихнутые и словно падающие ракурсы, рапид и обратную съемку.

31 октября 19.00
ЖИЛЕЦ: ИСТОРИЯ ЛОНДОНСКОГО ТУМАНА | The Lodger: A Story of the London Fog

Композитор – Ольга Подгайская. Симфонический оркестр музыкальной капеллы «Сонорус». Дирижер – Александр Хумала.

Великобритания, 1927, 68 мин.
Режиссер: Альфред Хичкок
В ролях: Мари Олт, Артур Чесни, Джун, Малкольм Кин

В Лондоне объявился новый серийный убийца, нападающий по ночам на молодых блондинок и оставляющий на месте преступления клочки бумаги с подписью «Мститель». В то время, как весь город взбудоражен этими событиями, в одном из домов появляется мужчина с признаками нервного расстройства и снимает там комнату. Владельцы дома, их дочь Дейзи и её возлюбленный Джо, полицейский, расследующий серию убийств, обращают внимание на странное поведение нового жильца…

Свою третью художественную киноленту режиссер назвал «первым настоящим фильмом Хичкока», а журнал «Биоскоп» отозвался о ней как о «лучшем фильме за всю историю британского кино». Сюжет основан на романе Мари Беллок-Лаундес, который, в свою очередь, написан по мотивам истории Джека Потрошителя. Визуальный ряд в фильме построен чрезвычайно изобретательно, особенно в сцене, где сквозь специально устроенный стеклянный пол зритель видит, как герой нервно меряет шагами комнату наверху, как будто его шаги слушает хозяйка. Несмотря на то, что оригинал пленки «Жильца» сохранился в хорошем состоянии, реставраторам пришлось потратить немало часов, чтобы восстановить оригинальные оттенки картины. Особая окраска фильма по задумке Хичкока должна добавлять драматизм сценам.

Входные билеты можно приобрести в кассах кинотеатра и на сайте www.kinominska.by

Кинотеатр «Москва», г. Минск, пр. Победителей, 13; телефон для справок 203 14 48.