CINEMASCOPE

Ретроспектива фильмов Нагисы Осимы

3 ноября, 16.30
ДНЕВНИК ЮНБОГИ / МАЛЬЧИК
 
4 ноября, 21.30
ДНЕВНИК ВОРА ИЗ СИНДЗЮКУ
 
5 ноября, 19.00
ЦЕРЕМОНИЯ
 
6 ноября, 21.30
КЛАДБИЩЕ СОЛНЦА
 
7 ноября, 21.00
ВОЗВРАЩЕНИЕ ТРОИХ ПЬЯНИЦ
 
8 ноября, 17.00
УЛИЦА ЛЮБВИ И НАДЕЖДЫ
 
9 ноября, 21.00
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕПРИСТОЙНЫХ ЯПОНСКИХ ПЕСЕН
 
10 ноября, 19.00
ИСТОРИЯ ЖЕСТОКОЙ ЮНОСТИ
 
11 ноября, 19.00
НОЧЬ И ТУМАН ЯПОНИИ

3-11 ноября в рамках XIX Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» проект Cinemascope и Посольство Японии в Республике Беларусь при поддержке Японского фонда представляют ретроспективу фильмов Нагисы Осимы.

Нагиса Осима – один из самых ярких, будоражащих и темпераментных авторов японского киноискусства. Лидер японской «новой волны», никогда не устававший экспериментировать, он сам себя никогда не причислял ни к одному направлению или стилю. С начала 60-х годов вплоть до начала нового тысячелетия Осима снимал картины, не перестававшие провоцировать зрителя. Программа ретроспективы включает десять фильмов режиссера, отмеченные формальным новаторством и духом бунтарства в сочетании с дерзкими экспериментами в области киноязыка. Показы всех фильмов пройдут в кинотеатре «Победа».

Нагиса Осима. Биографическая справка
Родился в Киото в 1932 году. В 1954 году окончил Университет Киото, где изучал политическую историю. В начале 1950-х был студенческим лидером, принимал участие в деятельности левых движений. С 1954 года работал ассистентом режиссера на киностудии Shochiku. В 1959 году снял свой первый фильм. Ушел из Shochiku после того, как фильм «Ночь и туман Японии» был изъят из проката. В 1961 году создал кинокомпанию Sozosha (закрыта в 1973), а в 1975 году – кинокомпанию Oshima Productions. Несмотря на то, что он родился в привилегированной семье государственного чиновника в Киото, Осима придерживался социалистических взглядов, которые были сформированы в ранней юности такими событиями, как всеобщая забастовка 1947 года, Тихоокеанский театр военных действий, капитуляция императора Хирохито после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки и последующая американская оккупация Японии, массовая студенческая борьба против войны в Корее и, позже, против Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией.

УЛИЦА ЛЮБВИ И НАДЕЖДЫ | Ai to kibô no machi

Япония, 1959, 62 мин., 35 мм
Режиссер: Нагиса Осима
В ролях: Хироси Фудзикава, Юки Томинага, Йоко Мотидзуки, Фумио Ватанабэ, Фудзио Суга

Действие происходит в Кавасаки, к югу от Токио, где жил сам Осима. Бедный школьник Масао борется изо всех сил, чтобы помочь семье выжить. Отец погиб, мать больна, младшая сестра умственно неполноценна. Талантливый мальчик разрывается между желанием учиться и необходимостью работать, чтобы поддержать семью. Мать против того, чтобы он бросил школу, Масао вынужден продавать голубей своей сестры. Продажа голубей – что-то вроде жульничества, их можно продавать много раз: при первой возможности они возвращаются домой. Жизнь Масао меняется, когда богатая девочка Кёко покупает у него голубей для своего младшего брата…

ИСТОРИЯ ЖЕСТОКОЙ ЮНОСТИ | Seishun zankoku monogatari

Япония, 1960, 96 мин., 16 мм
Режиссер: Нагиса Осима
В ролях: Миюки Кувано, Юсукэ Кавадзу, Ёсико Куга, Фумио Ватанабэ, Дзюн Хамамура

Макото учится в средней школе. Однажды Киёси, студент университета, спасает ее от нападения мужчины. На следующий день он встречается с ней. Одновременно чуткий и жестокий, он добивается близости, а потом бросает ее. Неделю спустя она созванивается с ним. Когда Макото ожидает молодого человека в баре, к ней пристают два сутенера. И снова Киёси спасает ее. На этот раз их отношения завязываются по-настоящему. Однако беременность девушки и задержание Киёси за шантаж изменят ситуацию…

КЛАДБИЩЕ СОЛНЦА | Taiyo no hakaba

Япония, 1960, 89 мин., 35 мм
Режиссер: Нагиса Осима
В ролях: Каёко Ханоо, Исао Сасаки, Масахико Цугава, Кодзи Накахара, Дзюн Хамамура

В трущобах Осаки молодые люди без всяких надежд на будущее постепенно начинают промышлять воровством, проституцией, нападениями и грабежами. Кто-то торгует украденными удостоверениями личности, кто-то продает косметическим компаниям кровь, которую жители ради мизерного заработка сдают в импровизированных медпунктах. Друзья детства Тацу и Такэси неохотно, от отчаяния, присоединяются к одной из банд. Они вынуждены постоянно переезжать, чтобы избежать проблем с полицией. Ханако – молодая амбициозная девушка – сначала вместе со своим отцом участвует в продаже крови, потом объединяет силы с главарем банды. Но вскоре она знакомится с Такэси и берет чувствительного подростка под свое крыло. Отношения становятся запутанными. В историю вплетается убийство…

НОЧЬ И ТУМАН ЯПОНИИ | Nihon no yoru to kiri

Япония, 1960, 107 мин., 16 мм
Режиссер: Нагиса Осима
В ролях: Фумио Ватанабэ, Миюки Кувано, Масахико Цугава, Хироси Акутагава, Тору Адзиока

Фильм начинается со свадьбы людей, которые познакомились во время демонстрации. Большинство гостей причастны к студенческим левым движениям. Присутствующий на приеме член Национальной студенческой организации Японии («Дзэнгакурэн») произносит речь, в которой разъясняет разногласия между основным течением студенческого движения и его фракциями, противопоставившими себя руководству. Вспыхивает горячая дискуссия. Она приобретает неожиданный поворот, когда выясняется, что и жених, и невеста по-своему виноваты перед друзьями и соратниками.

ДНЕВНИК ЮНБОГИ | Yunbogi no nikki

Япония, 1965, 25 мин., 16 мм
Режиссер: Нагиса Осима

Юнбоги Йи — десятилетний корейский мальчик. После того, как его мать ушла из дома, Юнбоги, его больной и безработный отец и трое младших братьев и сестер перебираются в трущобы у подножия горы Тэгу. Юнбоги и его младшая сестра продают на улицах жевательную резинку, чтобы потом купить немного еды. Они единственные из всей семьи, кто старается заработать, чтобы прокормить семью.

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕПРИСТОЙНЫХ ЯПОНСКИХ ПЕСЕН | Nihon shunka-kô

Япония, 1967, 103 мин., 35 мм
Режиссер: Нагиса Осима
В ролях: Итиро Араки, Итами Дзюдзо, Кодзи Ивати, Хироси Сато, Акико Кояма

Четверо школьников, сдав вступительные экзамены в университет, слоняются без дела и фантазируют… Они решают выпить в местном баре со своим учителем и с тремя своими одноклассницами. Учитель поет непристойную фольклорную песню, а затем, на протяжении фильма, эту же песню поют по очереди все ребята-одноклассники…
Во многом сымпровизированные сцены, живые уличные съемки, откровенность в освещении проблем молодежи – всем этим фильм напоминает опыты французской «новой волны», а фон из пестрящей рекламы и неоновых огней напоминает о поп-арте и Энди Уорхоле.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ТРОИХ ПЬЯНИЦ | Kaette kita yopparai

Япония, 1968, 80 мин., 35 мм
Режиссер: Нагиса Осима
В ролях: Кадзухико Като, Осаму Китаяма, Норихико Хасида, Кэй Сато, Фумио Ватанабэ

Картина начинается как странная, безумная пародия на фильм Ричарда Лестера о «Битлз»: трое участников поп-группы Folk Crusaders резвятся на пляже под музыку, которая напоминает японскую застольную песню. Название фильма взято из этой песни о человеке, который из-за пьянства погибает и попадает в рай, но небеса не могут принять такого пьяницу: поэтому он возвращается на землю. Неведомые злодеи крадут у героев одежду и подкладывают им корейскую школьную и офицерскую форму. Героев принимают за нелегальных иммигрантов, и они попадают в разные полутрагические-полукомические ситуации.

ДНЕВНИК ВОРА ИЗ СИНДЗЮКУ | Shinjuku dorobô nikki

Япония, 1969, 94 мин., 35 мм
Режиссер: Нагиса Осима
В ролях: Таданори Ёкоо, Риэ Ёкояма, Дзюро Кара, Кэй Сато, Фумио Ватанабэ

История в основе «Дневника вора из Синдзюку» вращается вокруг нищей служащей книжного магазина Умэко и щеголеватого молодого вора по имени Берди Хиллтоп. Появляющиеся на экране титры подсказывают нам, что действие происходит летним вечером в Синдзюку ровно в 17.30, когда Берди крадет книги из книжного магазина «Кинокуния». Умэко ловит его, однако вместо вызова полицейских она вдруг проникается сочувствием к юноше, чья жизнь основана на получении захватывающих ощущений от краж.

МАЛЬЧИК | Shônen

Япония, 1969, 97 мин., 35 мм
Режиссер: Нагиса Осима
В ролях: Тэцуо Абэ, Фумио Ватанабэ, Акико Кояма, Цуёси Киносита

Обычная японская семья (отец, мать, ее пасынок лет десяти и маленький сын по прозвищу Мелкий) занимаются изощренным видом вымогательства. Мать или старший из мальчиков аккуратно, почти виртуозно бросаются под идущие автомобили, делая вид, что пострадали. А отец шантажирует незадачливых водителей и требует денег за нанесенный ущерб. Отец утверждает, что не может и не должен поступать на работу, так как пострадал от войны. А его сын, не до конца понимающий, во что вовлечен, играет в прятки с самим собой и рассказывает Мелкому сказки о пришельцах из космоса. Страдая от деспотизма отца, он готов сбежать, но его удерживают ответственность за Мелкого, а также смутное влечение к мачехе.

ЦЕРЕМОНИЯ | Gishiki

Япония, 1971, 123 мин., 35 мм
Режиссер: Нагиса Осима
В ролях: Кэндзо Каварасаки, Ацуко Каку, Кэй Сато, Нобуко Отова, Акико Кояма, Фумио Ватанабэ

В 1947 году мальчиком Масуо вместе с матерью вернулся из Манчжурии в родовое имение Сакурада. Масуо – единственный продолжатель рода, и дед Казуоми и тетка Сэцуко забирают его у матери, чтобы самостоятельно заняться воспитанием наследника. Мальчик увлекается бейсболом и дни напролет играет со своими братьями Рицуко, Тэрумити и Тадаси, даже не подозревая об их настоящем к себе отношении. Но вскоре он начинает понимать, что в семье, где все подчиняется деспотичному дедушке, единственное, что у него есть, это бейсбол и кажущийся ему из-под земли плач умершего брата.

Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.

Кинотеатр «Победа», г. Минск, ул. Интернациональная, 20; телефон для справок 203 77 66.